29.08.2019

Пять проблем реализации программы капремонта

Пять проблем реализации программы капремонта

Организация и проведение торгов, собственники жилья не проявляют активности, нет никакого контроля с их стороны — кратко об основных проблемах капремонта в регионах России.

Системе капремонта МКД уже шесть. Не смотря на внушительный возраст, в большинстве регионов система до сих пор не отлажена, а жильцы часто выражают недовольство качеством исполнения. Ответить на эти вопросы попытались на специальной конференции, которая прошла в середине августа в Сочи.

На конференции присутствовали представители региональных операторов из фондов по капремонту из 40 субъектов, представители Минстроя, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и региональных властей.

Проблема №1: в регионах не планируют

Нет одного из важных этапов капремонта — краткосрочной (годовой) программы. Как правило, в идеале, план необходимо формировать за год до начала его реализации. Но по ходу составления программы часто вносятся множество изменений, дома то вносят в нее, то исключаются. Нет представления об объемах и сроках работ. Между участниками реализации нет взаимодействия.

Проблема №2: неправильная организация капремонта

Прежде чем приступить к реализации капремонта, необходимо чтобы собственники жилья в МКД получили уведомление, согласились с планом, внесли корректировки при необходимости, согласовать все это с оператором и провести общее собрание собственников. Только после этого оператор программы может приступать к организации капремонта — проведения конкурса на проектирование, выбор подрядчика, закупки и т.д.

«Работы организуются не правильно. Часто решения принимаются когда сроки уже «горят». Некоторые этапы объединяют, в то время как их нужно проводить раздельно. Например, проводятся объединенные торги, когда проектные работы совмещаются со стройкой», — отметил Павел Сысоев, заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта МКД.

Проблема №3: нарушения при закупках

По данным ФАС России:

  • — в 2018 году была рассмотрена 591 жалоба на осуществление закупок. Было вынесено 129 предписаний;
  • — в 2017 году рассмотрели 469 жалоб и вынесено 121 предписание.

Проблема №3: дефицит квалифицированных подрядчиков

Такая проблема наблюдается во многих регионах. В среднем по России на один аукцион приходится 1,6 заявок от подрядчика, приводят статистику в «РТС-Тендер».

«Кардинально разный уровень конкуренции — в каких-то регионах участников аукциона больше десятка, а где-то и одного разыскать проблематично», — пояснил Баранов.

«Нет конкуренции, средства расходуются неэффективно» — добавил он.

Проблема №4: цифровизация и прозрачность

Первый шаг к цифровизации процессов в капремонте уже сделан, но теперь надо сделать второй — начать администрирование контрактов в электронной форме. «На данный момент после завершения торгов заключается контракт, а потом все опять возвращается на бумагу — здесь начинаются проблемы: сроки срываются, непрозрачность, сложно регулировать исполнение контракта», — пояснил Лишенков из «РТС-Тендера».

Проблема №5: низкая активность собственников

Другая проблема при реализации капремонта домов — низкая активность собственников. С их стороны почти нет контроля. В тех регионах, где собственники проявляют активность получается добиться качественного ремонта дома. Обратной стороной бывают злоупотребления с их стороны — шантажируют подрядчиков, вымогают деньги за прием работ, отметил Сысоев.

«Чтобы усилить инициативу собственников рассматривается вариант наложения на них чуть больше ответственности. Там где взносы за капремонт будут превышать минимальный взнос, будут проводиться дополнительные работы — утепление фасадов или установку более дорогих лифтов. На повестке стоит возможность предоставления кредитов на такие дополнительные работы», — предложил Сысоев.

Источник: РБК Недвижимость.

Вам может быть интересно:

Вернуться к списку новостей